О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности
Напечатано 9, 10 и 11 мая 1918 г. в газете «Правда» №№ 88, 89 и 90
В. Ленин ПСС т.36"
...Признавать защиту отечества это значит признавать законность и справедливость войны.
Законность и справедливость с какой точки зрения?
Только с точки зрения социалистического пролетариата и его борьбы за свое освобождение; другой точки зрения мы не признаем.
ЕСЛИ ВОЙНУ ВЕДЁТ КЛАСС ЭКСПЛУАТАТОРОВ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ СВОЕГО ГОСПОДСТВА, КАК КЛАССА, ЭТО - ПРЕСТУПНАЯ ВОЙНА И "ОБОРОНЧЕСТВО".
В ТАКОЙ ВОЙНЕ ЕСТЬ ГНУСНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА. ЕСЛИ ВОЙНУ ВЕДЁТ ПРОЛЕТАРИАТ, ПОБЕДИВШИЙ У СЕБЯ БУРЖУАЗИЮ, ВЕДЁТ В ИНТЕРЕСАХ УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА, ТОГДА ВОЙНА ЗАКОННА И "СВЯЩЕННА".
Мы – оборонцы после 25 октября 1917 г.
Я говорил это не раз с полной определенностью, и оспорить этого вы но решаетесь.
Именно в интересах «укрепления связи» с международным социализмом обязательно оборонять социалистическое отечество.
Разрушает связь с международным социализмом тот, кто стал бы относиться легкомысленно к обороне страны, в которой победил уже пролетариат.
Когда мы были представителями угнетенного класса, мы не относились легкомысленно к защите отечества в империалистской войне, мы принципиально отрицали такую защиту.
Когда мы стали представителями господствующего класса, начавшего организовывать социализм, мы требуем от всех серьезного отношения к обороне страны.
Серьезно относиться к обороне страны это значит основательно готовиться и строго учитывать соотношение сил.
Если сил заведомо мало, то важнейшим средством обороны является отступление в глубь страны (тот, кто увидал бы в этом, на данный только случай, притянутую формулу, может прочитать у старика Клаузевица, одного из великих военных писателей, об итогах уроков истории на этот счет).
А у «левых коммунистов» нет и намека на то, чтобы они понимали значение вопроса о соотношении сил.
Когда мы были принципиально врагами оборончества, мы имели право высмеивать тех, кто хотел «сберечь» свое отечество в интересах будто бы социализма.
Когда мы получили право быть пролетарскими оборонцами – вся постановка вопроса в корне меняется.
Нашим долгом становится осторожнейший учет сил, тщательнейшее взвешение того, успеет ли подойти наш союзник (международный пролетариат).
Интерес капитала – разбить врага (революционный пролетариат) по частям, пока еще не соединились (на деле, т. е. начав революцию) рабочие всех стран.
Интерес наш – сделать все возможное, использовать даже малейший шанс, чтобы оттянуть решительный бой до момента (или «до после» момента) такого объединения революционных отрядов одной великой международной армии..."